УЧЕТ КОРПОРАТИВНОГО АВТОТРАНСПОРТА

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯТЬ И АМОРТИЗИРОВАТЬ АВТОТРАНСПОРТ В КОМПАНИИ

Автотранспортные средства компании учитываются как основные средства.

Автотранспорт является существенным активом для многих компаний, обеспечивая мобильность, логистику и транспортировку. Правильный учет автотранспорта важен для  соблюдения налогового законодательства и принятия управленческих решений. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты учета автотранспорта в компании.

Учет автотранспорта при приобретении

1. Приобретение и ввод в эксплуатацию:

— приобретение автотранспорта отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».


— после ввода в эксплуатацию транспортное средство переводится на счет 01 «Основные средства».


Как правило, ввод в эксплуатацию автомобиля отдельным документом не оформляют. Если хотите, можете зафиксировать дату ввода в эксплуатацию приказом или актом. Ввод автомобиля в эксплуатацию оформляйте датой, с которой фактически его используете, независимо от регистрации в ГИБДД.  
 

2. Документальное оформление:

— оформление первичных документов (договор, накладная, акт приема-передачи) при приобретении автотранспорта;

— постановка на учет в органах ГИБДД и получение регистрационных документов.

 

3. Оценка и учет стоимости:

Первоначальная стоимость — это сумма, которая накапливается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и по которой автомобиль принимается к учету в качестве ОС. Она считается по-разному, в зависимости от того, можете вы применять упрощенные способы ведения бухучета или нет. 

Если применяете упрощенные способы ведения бухучета, то первоначальную стоимость ОС можете рассчитывать в упрощенном порядке. Тогда в первоначальную стоимость автомобиля войдет только его цена, обозначенная в договоре купли-продажи. Сопутствующие затраты (госпошлина за регистрацию, установка сигнализации, антикоррозийная обработка, доставка автомобиля и т.п.) спишите в расходы текущего периода.

Если вы не вправе применять упрощенные способы ведения учета, в первоначальную стоимость автомобиля включите: 

— стоимость по договору, скорректированную на сумму скидок, уступок, премий и т.д.). 

—  сопутствующие  затраты, которые произвели до ввода автомобиля в эксплуатацию.

Все расходы, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию, должны быть документально подтверждены.

4. Обязательные бухгалтерские проводки при приобретении автотранспорта на баланс компании:

Дебет 08 Кредит 60 — отражена стоимость покупки и сопутствующие расходы

Дебет 19 Кредит 68 — отражен НДС (если применяется ОСНО)

Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету (если применяется ОСНО)

Дебет 08 Кредит 68 — отражена госпошлина

Дебет 01 Кредит 08 — автомобиль принят к учету в качестве ОС

Амортизация автотранспорта на балансе компании

 В бухгалтерском учете, а также для целей исчисления налога на прибыль, стоимость основных средств, по общему правилу, переносится на расходы (себестоимость) не единовременно, а через амортизацию.

Для расчёта амортизации в бухучёте нужно определить:

— первоначальную стоимость;

— срок полезного использования (СПИ) — период, в течение которого автомобиль будет приносить компании экономическую выгоду. Организация определяет СПИ самостоятельно, исходя из технических характеристик автомобиля, предполагаемой интенсивности использования и других факторов.

— ликвидационную стоимость — сумму дополнительной экономической выгоды, которую организация собирается получить от автомобиля по завершении СПИ. Например, машину можно продать на запчасти или сдать в металлолом. Амортизировать нужно разницу между первоначальной и ликвидационной стоимостью. Можно признать ликвидационную стоимость равной нулю, если поступления после окончания СПИ не ожидаются, будут незначительны, или их нельзя определить

Методы амортизации корпоративного автотранспорта:

   — линейный метод: равномерное списание стоимости автотранспорта в течение срока его службы.

   — метод уменьшаемого остатка: списание большей части стоимости в первые годы эксплуатации.

   — производственный метод: амортизация зависит от объема выполненных работ (например, пробег автомобиля).

 

Можно выбрать один из трёх перечисленных способов.

Амортизацию достаточно начислять один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Если компания формирует промежуточную бухгалтерскую отчётность, либо нужна оперативная информация для управленческих нужд, амортизацию рассчитывают чаще — раз в квартал или месяц.

 Бухгалтерские проводки: амортизацию по автомобилям отражают на счёте 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами по учёту затрат, в зависимости от того, где организация будет использовать машину:

Дт 20 (25, 26…) — Кт 02.

Как известно, ИП освобождены от ведения бухгалтерского учета. Однако, бухучет часто называют финансовой картиной бизнеса, по показателям бухучета можно быстро оценить состояние бизнеса, его финансовые результаты и жизнеспособность. Кроме того,  ИП на УСН должны вести бухучет основных средств, чтобы не превысить лимит остаточной стоимости и не слететь с упрощенки. Поэтому, информация  из данной статьи может оказаться полезной не только компаниям, но и индивидуальным предпринимателям

Заключение

Амортизация транспорта, компьютеров и прочих активов компании крайне важно проводить верно с бухгалтерской и юридической точки зрения. Так же, следует помнить, что амортизация корпоративного транспорта и прочей техники входит в себестоимость производимой продукции/услуг и каждый разумный руководитель это должен учитывать!


Марета Арутюнова,
эксперт Агентства Бизнес Содействия
https://abs-partners.ru
#юристы_ростов #бухгалтер_ростов #консультация_автоюриста #амортизация_автотранспорта #проводки_по_списанию #оформление_корпоративного_транспорта